Весь 2021 похож на отходняк после первого года пандемии, который непонятно когда закончится. Я уже писал, что весь прошлогодний хаос был похож на морозный гудок в сельской школе — весёлая припизднутость на фоне внеплановых каникул. Тот придурковатый перчаточно-масочный цирк сменился околовоенной непредсказуемостью, жить в которой вдолгую оказалось вообще не весело.
Почему бы не начать с шутки про Петербург
Буковски где-то писал, а я сохранил: «Люди просто слепо хватают, что попадается под руку: коммунизм, здоровую пищу, дзен, серфинг, балет, гипноз, групповые встречи, оргии, велосипеды, травы, католичество, поднятие тяжестей, путешествия, уход в себя, вегетарианство, Индию, живопись, письмо, скульптуру, композиторство, дирижерство, автостоп с рюкзаком за плечами, йогу, совокупление, азартную игру, пьянство, тусовку, мороженый йогурт, Бетховена, Баха, Будду, Христа, тактические ракеты, водород, морковный сок, самоубийство, костюмы ручной выделки, реактивные самолеты, Нью-Йорк, — а затем всё это испаряется и распадается. Людям надо найти, чем заняться в ожидании смерти. Наверное, мило иметь выбор.»
Мой дед не имел выбора. В годы войны он ребёнком работал в родной деревне, а позже перебрался в город где всю жизнь до пенсии водил междугородний автобус. Он был хорошим водителем и вообще не попадал в аварии, но, может, на самом деле он хотел писать натюрморты с овощами, или разводить пчёл?
В отличие от него в этом году у меня было достаточно свободного времени, чтобы имея выбор хватать что попадается под руку.
Закрыл мастерскую
В конце февраля была тяжёлая, почти неприятная, связанная с работой поездка в Ижевск. Я решил не терять времени и заодно разбарахлить квартиру-мастерскую.
«Разбарахлить» не самое правильное слово. Барахла в классическом понимании в Мастерской почти не было. Всё, что было внутри можно разделить на 3 условные группы: инструменты, артефакты и сырьё.
Я сидел в Мастерской и сортировал вещи, которые накопились за больше чем 10 лет. Толстенный пласт моей жизни — самого продуктивного её периода — необходимо было разделить на 3 неравные кучи:
1 В числе которых есть экзотика типа 5V@70А
- Выбросить — небольшое количество хлама, которое давно просилось в мусорку. В основном бумага с заметками, старые документы требующие уничтожения.
- Оставить — минимум вещей с которыми я не смог расстаться и которые позже придётся забрать в Петербург. iPod Click Wheel в упаковке, или набор исписанных молескинов которыми я пользовался почти 10 лет. Как всё это можно выбросить, если айпод включается и работает? Набит музыкой которую я слушал на втором курсе вуза. В коробке чек и гарантийник: в 2005 такой стоил 12 тыс рублей.
- Раздать — огромное число разных артефактов и инструментов. Среди них такие штуки, как 15 литровый контейнер полный блоков питания1. Коробка из под обуви битком набитая управляемыми светодиодами. Быстровозводимая покрасочная комната на 4 квадрата в которой можно заниматься максимально грязными работами и не оставлять следов в квартире.
Разумеется, было то, что стоило продать. В основном электроинструмент и измерительное оборудование. Что-то я отдал маме: бытовую технику, комп, акустику, посуду.
Легко хуесосить вещи и культуру потребления когда у тебя есть отдельная квартира где в 50 литровых контейнерах на стеллажах заархивированы артефакты твоих трудов за последние 10 лет. А ты попробуй взять и уничтожить это за два дня.
Я фоткал и выбрасывал журналы в которых были напечатаны интервью со мной и журналы в которых были мои статьи. Рвал таможенные документы которые остались после того как наш магазин первым из всех легально ввёз в страну Raspberry Pi в 2013. Вскрывал конверты с надписанными ни них датами моих командировок а оттуда вываливались чеки из отелей, бординг пассы и сингапурские доллары. Тетрадки в клетку где я чиркал логотипы для своих первых сайтов и магазинов ещё будучи студентом. Было больно, но решение ничего не брать в новый город было принято давно и обсуждать тут было нечего.
Есть история о том, как однажды я застрял на 3 недели в китайском хакерспейсе прямо на Хуачанбее — самом крупном рынке электроники в мире. Было необходимо сделать несколько прототипов на которые я закоммитился. История выживания и работы там интересна сама по себе, когда-нибудь я её расскажу. А пока главный вывод про размеры мастерских из той истории: можно сделать что угодно на столе с площадью в 1м², главное правильно организовать процесс.
А ещё я сходил в фаблаб ИТМО
Фаблаб это такая общественная мастерская, которая отвечает требованиям Fablab Foundations . Это сеть некоммерческих организаций цель которой предоставить доступ к широкому спектру инструментов любому, кто интересуется техническим творчеством.
Фаблабы есть более чем в сотне стран. Помимо ИТМО несколько лет назад я был в Фаблабе Питерского Политеха, но не знаю продолжают ли они поддерживать этот статус сейчас.
Фаблаб ИТМО расположен прямо под музеем оптики на ВО. Это несколько помещений с отдельным «грязным/шумным» цехом, которые расположены буквально в бывших винных погребах со сводчатыми потолками. Петербургско.
В этой мастерской коммунизм какого я нигде не видел. А ведь я в нём родился. Любой человек может попасть туда совершенно бесплатно без предварительной записи. При этом не обязательно быть студентом ИТМО, или даже просто студентом. Можно воспользоваться любым инструментом при условии что у вас есть базовые скиллы. Чтобы пользоваться станками вначале придётся пройти инструктаж. Звучит разумно, учитывая, что большинство людей думают что нет инструмента проще болгарки ровно до того момента пока не столкнутся с первым в их жизни кикбэком.
Базовыми расходниками типа припоя, наждачки, филамента и пр можно пользоваться бесплатно в рамках разумного. Напечатать что-то небольшое — без проблем, пластика достаточно. Очевидно, не стоит наглеть и если собрался печатать паровоз в полную величину, то принеси филамент с собой. Всё это работает пока вы не используете оборудование для выполнения коммерческих заказов. Вот их сайт, там всё написано.
Осенью мне приходилось фоткать много предметки, в основном печатные платы. Выяснилось, что работать рядом со столом шестилетки очень удобно — там всегда есть подходящий реквизит для композиции. От осколков ракушек и ножниц Hello Kitty до фетровых листов А3 и пластиковых мини-кексов.
Поход по Белому Морю
Раньше я не понимал всеобщего бухтения на счёт питерской погоды и отсутствия солнца, но хватило полугода, чтобы врубиться о чём именно речь. Никогда не любил весну, но ни разу в жизни не ждал её так сильно как в 2021, потому что местные ноябрь и декабрь это прямо Dostoevsky Special.
2 Оказывается, тут есть ещё второй: когда через Неву в Финский залив идёт лёд из Ладоги. На несколько дней температура в городе снижается.
В общем, как только чуть-чуть потеплело и на Неве начался первый2 ледоход, мы двинули осматривать окрестности, на которые у нас не нашлось времени осенью. Бо́льшую часть поездок прошли по территории ограниченной Выборгом, Сортавалой и Новгородом, но именно в Карелию хочется приезжать не смотря на то, что, как и остальные территории, её пожрала Российская Провинция в плохом смысле этого выражения.
Живя в Петербурге было было бы логично заняться тут какой-то максимально питерской фигнёй. Второе после бухания и обоссывания парадных увлечение местных — яхтинг. Тут я понял, что звёзды выстроились в ряд, ведь хождение под парусом можно опробовать на севере, в Белом Море. Где-то между Соловками и Кандалакшей.
Ходить под парусом оказалось интереснее, чем я думал. Оверштаг — частый манёвр который нужно тренировать всем вместе, гик может выбросить тебя с лодки, а настоящее веселье всегда начинается с фразы «Миша, доставай швартовку».
Лодка класса Dragon. Наша — единственная с ещё деревянной мачтой, которые давно не используют. Тут всё аскетично.
Минутка бесполезных фактов: В Белом Море, на широте Полярного Круга солнце не садится уже в начале июня. Вместо этого оно опускается до самого горизонта и сопровождает тебя с севера, чтобы потом подняться на востоке.
Оказаться в 2 часа ночи под парусом посреди Белого Моря, полностью вымотанным 9 часовым переходом, в пограничном состоянии сна и сознания — самое странное, что произошло со мной в этом году.
После возвращения в город мне будто бы не хватило и я ещё пару раз вышел на Финскую губу уже на лёгкой тренировочной лодке Santer 760. Даже получилось поучаствовать в одной гонке во время которой я устал так, что потом два дня работал из постели.
Яхтсмены говорят, что «Маркизова Лужа» — самая скучная часть всей Балтики, но мне тут пока всё в новинку.
3 У нас тут в 2021 проводят Евро 2020. Не спрашивайте.
Процесс выхода в залив из Невы — отдельное, самостоятельное приключение. Ты пытаешься разминуться с моторными лодками, военным катером3 и двумя «Метеорами» одновременно придерживая рукой чужой гик, чтобы им не уебало по голове — настолько загружен фарватер.
В общем: после всех весенних приключений летом вообще не хотелось выходить из дома, а хотелось лежать голеньким под кондиционером.
Шлёп-машина
В начале года во время рутинного «митинга в зуме» мы придумали Шлёпатель — устройство, которое бьёт тебя по лицу по команде другого человека из интернета. А что ещё делать на митингах? Вы чё, на них работу обсуждаете?!
За время тестов Машина протёрла дыру в скулах этого манекена.
Концепция быстро оформилась в голове: пандемия — идеальное время чтобы воплотить всеобщую мечту из нулевых — пиздить людей по TCP/IP. Мы прикрутим эту машину к сервису донатов и получим инструмент для стримеров, который позволит монетизировать отрицательные эмоции. Звучит тупо? Ну как и всё в 2021.
С самого начала это был фановый проект. Никто не пытался на нём заработать, только поорать. В фоновом режиме он готовился полгода и над маленькими его кусочками поработало много разных спецов.
Ну получил и получил.
Когда мы отладили всё самое весёлое и наш интерес начал потихоньку спадать, Субботин написал Артемию Лебедеву и тот мгновенно согласился провести в этой Машине Возмездия стрим, чем мгновенно освежил нашу мотивацию.
Главное — безотказная механика превращающая унылый JSON во всегда внезапный, эффектный, но безболезненный шлепок.
12 декабря Шлёп-машина отхлестала его по щщам выписав около 30 оплеух. Во время стрима Артемий собрал больше ₽300 тыс. What a time to be alive!
Чуть подробнее Шлёп-машина описана на отдельной странице моего сайта.
Бракованные детали самодельных синтезаторов
Во второй половине года освободилось много времени, которое я инвестировал в очередную придурь. Потому что нельзя просто взять и переживать пандемию на серьёзных щщах.
4 Сейчас бы такое назвали дрон-синтезатор.
Я давно хотел собрать какой-то собственный простенький синтезатор. В конце нулевых даже делал и продавал киты для сборки Atari Punk Console — шумелки4 которую было интересно паять, а потом крутить ручки ровно 30 минут.
Где-то в августе мне на глаза попалась серия роликов от канала Notes and Volts где автор из ничего делает простейший синтезатор на Teensy подробно объясняя каждый свой шаг и решение. Больше всего впечатлило, что он начал с проектирования синтезатора в Pure Data, а потом уже реализовывал задуманную архитектуру в железе.
5 Я не хотел лезть в модульные синты тк слышал, что оттуда не возвращаются.
Именно эти ролики в конце лета подтолкнул меня к такому рассуждению:
- Не хочу собирать синт на готовой платформе. Это слишком просто. 👇
- С другой стороны: у меня нет вообще никаких знаний о звуке и синтезе чтобы собрать что-то интересное без готовой платформы. Я понятия не имею чем VCO отличается от VCA и как отличить хороший синтезатор от плохого. 👇
- Поэтому вместо проектирования собственной железяки я изучу самые знаковые проекты open-source, standalone5 синтезаторов и повторю так много из них, сколько успею до конца года. Для преодоления learning curve, так сказать. 👌
В итоге за 16 недель я собрал 16 синтезаторов по схемам найденным в интернете 🤯
Количество информации, которую пришлось перелопатить находится за гранью добра и зла. Поэтому новички, часто вообще не понимают с чего начать — все грани этого домена знаний очень разные и требует некоторой вовлечённости. Я начал систематизацию с простых заметок, но в итоге эти работы вылились в:
- телеграм-канал Бракованные Детали нужный для того чтобы мои страдания украшали интернет вечно
- статью про то как покупать фейковые микросхемы на Али
- статью о том как перестать ныть и собрать уже наконец свой первый синтезатор
- статью о моём опыте сборки синтезатора Ambika
- сайт с отсортированным и аннотированным списком всех достойных изучения проектов, которые мне попадались за это время. Репозиторий с этим же списком.
- несколько репозиториев с моими мелкими доработками проектов
6 Да, да. А ещё запишу NFT альбом на этих синтах и потом устрою перформанс во время которого все их уничтожу, чтобы цена, на теперь уже точно уникальные токены, поднялась. Смекалочка.
По этим активностям будет ещё минимум один материал, один проект и даже планируется доклад6. Возможно, часть контента из канала будет переоформлена на сайт т.к. читать посты длиннее 3 абзацев там тяжело.
В грядущем году планирую изучать те девайсы, которые насобирал в этом.
За эти 4 месяца в голове появилась какая-то система. Стало ясно что происходит на рынке, чем хороший синтезатор отличается от плохого и почему все ушли в модули.
Игры
С каждым годом игры занимают всё меньше места в моей рутине. Видимо, круг замкнулся и превращаться в деда в 35 это то же самое что превращаться в задрота в 20. Потому что в этом году даже ковыряться в Buildroot без причин и цели было гораздо интереснее чем играть в видеоигры.
По ходу года выяснилось, что получать удовольствие от игр можно вообще в них не играя. Главное: найти подходящего стримера и смотреть прохождения в записи. Так я вместо сериалов «прошёл» In Sound Mind, Unmetal, Gato Roboto и Спаржу Галактики. И первая была прямо очень хороша и необычна.
Софт
Поймал себя на мысли что в этом году если я перед экраном, то постоянно чего-то жду. Жду когда загрузится страница, откроется приложение, закэшируется видео, что-то скомпилируется, сменится раскладка, наушники подключатся к BT.
При этом обычно для потери контекста достаточно лишь пары секунд. Мозг такой: «пока Cloudflare проверяет мою благонадёжность для доступа к этой странице, пойду-ка я загляну в stonks». В итоге обнаруживаешь себя в 4 утра читающим статью про зимовку кольчатых червей в Википедии. А Jira, в которую ты стремился попасть 6 часов назад чтобы погрумить тикеты™, такая: «мы прервали вашу сессию из-за отсутствия активности». Ну ещё бы.
Что общего у киберпанка и нового компа? Они оба не оправдали наших надежд.
Кажется: да просто купи «прошечку на М1» и она решит все проблемы! Но мы же знаем, что это наебалово и мировой заговор рептилоидов. Не важно на сколько производительно твоё железо, ведь у программиста, который писал софт/сайт/драйвер, оно всё-равно лучше.
Не важно сколько у тебя оперативки: браузер, как газ — займёт весь объём.
Возвращаясь к теме: с софтом в этом году всё глухо. Если не углубляться в гиковню о том, как я наконец-то перешёл со screen на minicom, то могу вспомнить только одно впечатлившее приложение и то мобильное.
7 Если вам не нравится реклама в Телеграме, то вы просто не видели рекламу в мобильном приложении Reddit.
Apollo — это альтернативный клиент для Reddit под iOS. Омерзительное официальное приложение — причина по которой я не пользовался Реддитом уже больше 4 лет. Если кто-то не знает: в официальном приложении огромная навозная куча рекламы, которая замаскирована под обычные посты7, соседствует с невозможностью шарить картинки со смешными котиками. Проводить там время вообще не хочется.
В Apollo минимум функций и чистый интерфейс. От просмотра котиков ничего не отвлекает, а расшариваться они будут в виде простых картинок. Рекламы нет вовсе. Как это работает я не понимал ещё в бытность использования Reddit Sync на Android — ещё более крутого клиента, который играет за другой лагерь. Горячо рекоменую оба.
Книги
В этом году вместо того чтобы посмотреть Дюну, я прочитал Дюну. До этого моё знакомство с тамошним лором ограничивалось только компьютерной игрой Dune 2000 — первой в моей жизни RTS из 1998 года. Там черви постоянно жрали мои харвесторы, а для тотальной победы над Харконенами вечно не хватало ракет. С этой точки зрения игра на 100% аутентична книге. 8 гом-джаббаров из 8.
8 Чтобы отбить стоимость этой операции нам придётся выжимать все соки из Аракиса в течение следующих 60 лет.
Вся мифология Дюны самобытна и не выглядит примелькавшейся не смотря на её возраст. Тамошние проблемы, интриги, уровень принимаемых решений8 и размер последствий — всё колоссальное, всё тянется сквозь поколения. Это тебе не сайлоны, протомолекула или, главный враг землян — квантовая запутанность.
Не удивительно, что книгу где большинство слов герои думают, а не произносят вслух, экранизируют уже в третий раз. И до сих пор спорят удачно ли вышло. Как экранизировать такое:
Он на мгновение отвлекся от размышлений, чтобы с помощью мнемонического приема запомнить лицо: сморщенное, как чернослив, темно-коричневое обветренное лицо; глаза – синее на синем. К этому образу он прикрепил бирку: Шэдаут Мэйпс.
Прочитал на одном дыхании. Рекомендую.
Потрясающие приключения Кавалера и Клея — гранд-роман о непростой судьбе еврейского парня сбежавшего из оккупированной нацистами Праги накануне войны умело поданный сквозь призму золотого века комиксов в США. В истории есть, кажется, абсолютно всё: от спасения Сальвадора Дали до одиночных полётов над Антарктикой на гидроплане обтянутом собачьими шкурами.
Не считая двоих каюров, Каспера и Хоука, на собак смотревших как тренер на своих футболистов, как Дягилев на свою труппу, как Сатана на своих чертей, на всей базе Кельвинатор один только Джо не считал животных попросту вонючим, громогласным и постоянным источником досады.
Очень понравилось кустистое письмо. Местами смысл нужно распутывать из клубка слов. Одно предложение может запросто занимать целый абзац так, что в подлежащих и сказуемых, объектах, субъектах и действиях разобраться будет решительно невозможно. Такое предложение оставит свой привкус и настроение просто потому что не будет понято на 100% с первого прочтения.
9 Справедливости ради: это, скорее, избыточно иллюстрированный, обширный набор советов по пчеловодству который, впрочем, отлично погружает в тему. Ив Гюстен, Пчеловодство в комиксах.
Остальные прочитанные в этом году книги не запомнились так хорошо, как эти две. А ведь среди оставшихся были даже комиксы про технологии пчеловодства9!
Мультики
Этот раздел переживёт все остальные. До сих пор искренне радуюсь любому новому мультику прямо как в детстве.
«Любовь, Смерть, Роботы» был настолько плохим в этом году, что я махом пересмотрел весь первый выпуск антологии после чего понял что второй ещё хуже, чем мне сперва показалось. Релиз на столько слаб сюжетами и эмоциями, что прямо сейчас я не могу вспомнить ни одной серии оттуда.
В январе в рамках марафона киберпанка я наконец-то посмотрел Redline — атомное аниме про гонки. Без выдающегося сюжета зато с ничем не перепутываемой яростной рисовкой. Вы уже видели похожую в ролике Мировой Рекорд из антологии Аниматрица. Визуальный взрыв длиной в полный метр. Быстро. Дерзко.
Понимаю, что про Arcane высказались уже вообще все, но бывают такие кусочки массовой культуры, которые нельзя просто проигнорировать. 6 лет ребята рисовали бомбу и она удалась.
Да: по игре, в которую никто старше 30 не играл и не будет потому что это competitive MOBA. Да: внешний вид персонажей прицелен в шестнадцатилетних, поэтому у всех татуировки на лицах, пятиметровые синие волосы и пирсинг ботинок. Да: параллельных сюжетов много, поэтому общий прогресс движется медленнее, чем хотелось бы. Из-за этого к концу складывается ощущение, что весь сезон, шесть с половиной часов, — лишь пилотная подводка к какой-то грандиозной, монументальной истории.
Но как же круто и кропотливо сделана вся техническая часть с комбинированным ↑ 3D/2D. А сценаристы завезли туда драму и многослойных, сложных персонажей среди которых нет никого с плоской, чёрно-белой мотивацией. Но главное: даже если вы ненавидите мультики, игры, магию, стим-панк, вэйп-бары, летающие скейтборды и озлобленных на весь мир тинейджеров, вы всё ещё можете насладиться Аркейном. Достаточно посмотреть первый акт в котором развивается самая интересная часть истории, а все герои ещё милые детишки.
А вы уже видели апскейл пилота Æon Flux? Это не тот сериал, который крутили по MTV в 90х, а его предшественник в котором даже нет диалогов. Я смотрел, как-раз позднюю версию когда был ребёнком. Понимал, что это какой-то арт-хаус, который мне ещё рано смотреть поэтому смысл происходящего постоянно ускользал, но его странность завораживала.
Выяснилось, что его придумал и снял тот же человек, который делал мультик «Ох уж эти детки». Видимо, работа над олигофренами в подгузниках необратимо изменила его сознание так, что в итоге он нарисовал эталонный мультфильм для взрослых который хочется пересматривать чтобы найти ещё больше интересных деталей.
Музыка
Музыка в 2021 это тоже мультики. Вот так-то!
Группа Дайте танк (!), творчество которой нельзя пропускать после песни Вуайерист, показала мюзикл Слова-паразиты. Это мог бы быть feat с Ноамом Хомски, но из-за того, что авторы вообще ни к чему не относятся серьёзно, все партии исполнены голосом Мозжухина и на одинаковый манер. Это одновременно гениально и тупо. По-моему, за это их все и любят. Пора уже дать им танк.
Почему-то у официального аккаунта отключён embed. Вот прямая ссылка на видео на Ютюбе.
С фестиваля анимации Бессонница был привезён очередной Колобок. На этот раз от группы Fire Granny. На этот раз он скорее рэп-баттл, чем что-то другое. Во время первого просмотра я вырубил видео на середине потому, что «ну сколько можно это пересказывать». Однако, после второй попытки понял: всё в этой интерпретации сделано ради Лисы. К ней ведут все тропы и это кульминация трека после которой уже не будет эпилогов. Аргументы кончились, ты съеден.
Ещё нужно вспомнить про альбом Brave New World группы Pornophonique который я почему-то пропустил в 2020 и похихикал над ним только в этому году.
Остальное
- Лучшее, что купил — штатив Manfrotto. В мастерской в Ижевске у нас было несколько штативов и я ни один не забрал, о чём мгновенно пожалел. Штатив — та редкая вещь, которую ты не используешь каждый день, но когда понадобится, он совершенно незаменим.
- Посмотрел фильм 74 года Премия. Тот случай когда действие от начала до конца протекает в единственной комнате и всё построено на диалогах. В этом смысле он сильно похож на 12 разгневанных мужчин.
- Сходил на интенсив Олега Сысоева по нодовым средам в контексте модульного синтеза, где два дня с большим интересом ковырялся в MAX/Msp. Горячо рекомендую, если Олег, вдруг, решит это повторить.
- Канал Look Mum No Computer. Не понимаю, что именно цепляет: манера подачи необычного материала, аутфит хоста, его акцент, деланная небрежность с которой это исполнено? В любом случае всё сделано очень талантливо. Ваганыч здорового человека.
В общем: год норм, но не вау.