С каждым годом мы видим всё больше случаев говнофикации в любой индустрии, которая хотя бы по касательной связана с массовым производством чего угодно. В условиях инфляции обычно происходит одно из двух: качество привычных продуктов и сервисов падает, либо на них растёт цена. Некоторые производители боятся поднимать цены и мы получаем плитки шоколада весом 92 гр, гальванизацию пластика вместо металла в корпусах, антипаттерны в промдизайне пищевой упаковки и пр.
Чуть-чуть сложнее с потребительской электроникой. Средний ответственный производитель проектирует железо так, чтобы при активном использовании оно продолжало функционировать минимум 3 года. Кажется, это небольшой срок для телевизора или ноутбука, но вряд ли кто-то удивится если через 3 года жизни перестанет работать триммер, блендер, или пауэрбанк.
А ещё кажется, что ответственных производителей всё меньше, потому что ценность «брендов с историей» неуклонно снижается в обществе, где внимание — это товар, который компания может легко купить.
Почему умные железяки сегодня хуже, чем были ещё 5 лет назад? Почему производители продолжают делать их такими? Если это не остановить, то можно ли, хотя бы, снизить ущерб?
Все разучились зарабатывать на прямой марже
Раньше производители брали себестоимость железяки, умножали её на какой-то подходящий им коэффициент, и это становилось ценой продажи. На разницу себестоимости и MSRP они жили. Содержали на неё RnD, маркетологов, логистов и всё остальное, без чего невозможно проектировать, производить и продавать.
1 Производители струйных принтеров настолько озверели, что я не могу не оставить тут ещё одну ссылку.
Но чем глубже мы погружаемся в капитализм поздней стадии, тем сильнее производители уменьшают этот коэффициент и стараются компенсировать «убытки» другими способами. Отсюда реклама в скринсейверах теликов, подписка на чернила для принтеров1, подогрев сидений автомобиля по подписке и другая кринжатина, справедливо вводящая ничего не подозревающих пользователей в режим демона.
Причина, по которой производители мечутся, пытаясь придумать новые, нескучные способы монетизации железа, простая: они уверены, что если просто повысят цены, продажи резко упадут. И когда я пишу «они уверены», я имею ввиду «они точно это знают» — у компаний достаточно инструментов для такого рода исследований.
2 Совершенно абсурдная стратегия.
Зарабатывать на железе классическими методами сегодня получается только у гигантов типа Apple, Samsung и прочих Sony потому, что производя устройства сотнями тысяч и миллионами, они могут значительно снизить их себестоимость. Но, в целом, эта классическая модель уже не живёт. Она неустойчива даже для производителей средних размеров и плохо поддерживает сама себя. Она стимулирует производителя балансировать между тем, чтобы продавать пользователю максимум железа2 и тем, чтобы сохранять качество этого железа на таком уровне, чтобы пользователь не посчитал его мусором. По ощущениям, сегодня эта «мусорная» планка находится так низко как не была никогда.
3 «Гражданин Зверь». Так бы я локализовал его название если бы был переводчиком в позднем СССР. Ну или как? Товарищ Зверь?
Про мелкие стартапы можно вовсе не вспоминать: сделать массовое железо без серьёзного инвестирования сейчас почти нереально. Для того, чтобы выжить на марже, им нужно производить устройство десятками тысяч в год, а это, если мы говорим про запуск нового продукта, может обеспечить только ажиотажный спрос, который почти невозможно спровоцировать. Впрочем, всегда можно замутить коллаб с мистером Бистом3 .
В разработке железа почти не осталось творческих задач
В цифровой электротехнике, с тех пор как всё стало «умным» и «подключенным», доминируют микроконтроллеры и SoC. Производительность даже самых слабых из них на порядки превышает производительность компьютеров, на которых человечество прошлого летало на Луну, искало нефть и делало фундаментальную физику. Сейчас 32-разрядные микроконтроллеры управляют феном.
Это случилось благодаря тому, что чипы стали массовыми, недорогими, надёжными и обладают «стандартными», а не проприетарными интерфейсами. Условно говоря, если вы вчера программировали STM, то пересесть на SiLabs вам будет не сложно. Да чего там, с таким опытом вы даже принципиально другую архитектуру, RISC-V, освоите значительно быстрее, чем осваивали первую в своей жизни IDE.
4 Потому что крупные вендоры нынче делают красивые и понятные даташиты и апноты.
Бо́льшая часть принципиальной схемы сегодня — это набор связанных вместе блоков, которые разработчик скопировал из даташитов и апнотов4 производителей почти без изменений. Тут у нас обвязка микроконтроллера, тут PMU, а вот память — как конструктор Лего собрать. Над результатом всё-равно придётся сидеть с осциллографом, но ничего креативного в этой работе давно нет, а всё веселье осталось в аналоговой эре.
Все мало-мальски креативные задачи при разработке новой железяки — это:
- промдизайн и механический дизайн
- постановка в массовое производство
- автоматизация потокового тестирования
Повсеместное использование чипов, которые вычислительными мощностями сильно превосходят потребности дизайна — это, скорее, хорошая новость. Дело даже не в том, что производителю теперь проще найти программиста, который будет работать над прошивкой, а, скорее, в том, что избыток мощности, памяти, пропускной способности открывает путь к ещё одной, не самой популярной, модели монетизации железа, на которую производителям пора вновь обратить внимание.
Софт теперь решает всё
Пока настольный софт перегрет настолько, что там набирает обороты unshipping, в железе всё наоборот. Нового, особенно китайского, железа появляется очень много. Оно недорогое, прекрасно выглядит в рекламных буклетах и на характеристиках с лендинга. Но пользоваться им решительно невозможно, потому что прошивки и управляющий софт — дерьмо и не раскрывают даже 5% потенциала железяки.
Джеф Гирлинг проверил все имеющиеся на рынке копии RPi Compute Module и пришёл к выводу, что благодаря нерабочему софту, отсутствию документации и коммьюнити почти все они — мусор. Это не смотря на то, что каждая плата очевидно «сильнее» своего прообраза, если сравнивать характеристики в буклете. Некоторые из них он даже не смог включить!
Таких примеров тысячи. Уверен, у читателя есть похожий опыт с совершенно разными брендами и устройствами на спектре от кофеварок до автомобилей. Сколько раз вы покупали какой-нибудь велосипедный фонарик на Али и он внезапно оказывался клёвым, а через полгода выяснялось что этого производителя и бренда больше нет и купить ещё один на подарок не получится? Как и купить батарею на замену. Сколько раз шарахались в магазине от ирригатора с Bluetooth не столько потому что это бесполезная фича для ирригатора, сколько потому что такая фича, будучи умноженной на кривой софт, уменьшает ценность устройства, а не увеличивает, как, почему-то, думают продуктологи производителя.
У разработчиков будто бы нет мотивации улучшать софт после того как они уже продали вам железо. Или есть?
5 Помните, был такой Ковид? Вот FireWire был ещё до него.
Саша Catem недавно выпустил видео о том, как выбирал себе аудиоинтерфейс из-за того, что после апдейта макоси у него полностью перестал работать FireWire5. Там он, исследовав рынок, удивляется, что лучший его выбор сегодня — это интерфейс RME, который выпустили больше 10 лет назад и который, почему-то, до сих пор поддерживается и работает во всех операционках. Ого! Немецкая звуковая карточка, на которую производителю не наплевать. Как и на свою репутацию.
В 2009 она уже стоила дорого и была построена на overkill-железе, чтобы дожить до наших дней и с тех пор получила массу апдейтов прошивки и главное: управляющего софта.
Я так перепугался, что пошёл смотреть, что там происходит с моей недорогой Yamaha-Steinberg UR22C, ведь там тоже половина названия на немецком. И знаете чего?! Оказывается, они в начале прошлого года выпустили новую прошивку и софт, которые переводят эту карточку в совершенно другую ценовую группу. Я, когда смотрел видео с обзором обновлений, аж к экрану наклонился.
Теперь буду выбирать звуковухи не по преампам и цапам, а по скриншотам драйверов.
6 На самом деле производитель заранее постарался унифицировать железо внутри линейки и теперь обновляя софт для старших версий URC, он почти бесплатно получает обновление для младших карточек.
Я понимаю почему обновления выходят для продукта за €1500, но производитель который делает то же для продукта за €1506 получает на столько драгоценные очки пользовательской лояльности, что потом не имеет права их растерять.
Make hardware expensive again
В 2024 году Elektron обновила свой популярный грувбокс Digitakt, повысив его цену сразу в полтора раза по сравнению с прошлой версией, а другая шведская компания — Teenage Engineering, перевыпустила, игрушечного вида, семплер и теперь продаёт его за €2300.
Первый Digitakt за 7 лет своего существования получил множество апдейтов прошивки большинство из которых сильно увеличивали его ценность и при этом были бесплатными. Новые функции буквально появлялись из ниоткуда и при этом не ломали старые и привычные процессы. На форуме «электронавтов» пользователи просто благословляли Elektron, не понимая почему после апдейта прошивки у них в железке появились новые движки, а они за это даже не платили. Так же никто не делает!
Знаете, по-моему, всё так и должно быть: производитель один раз проектирует железо «на вырост» и налаживает его производство, чтобы в течение следующих 10 лет при помощи софта выжимать из его вычислительных мощностей максимум.
7 У меня в паяльнике установлен какой-то опенсорс, который называется IronOS.
Кажется, сейчас для этого всё есть: недорогие чипы со значительным запасом производительности, программисты, которые умеют с ними работать, возможность делать целые операционные системы для узких задач7. Не хватает только консистентного подхода к разработке, которая протянется сквозь года в будущее.
Такой подход не только выставляет производителя ответственным и надёжным в глазах клиентов, но ещё позволяет дольше продавать уже спроектированное железо с налаженным производством. Не превращать инжиниринг в потогонку, а вдумчиво отлаживать устройство которое после релиза придётся поддерживать десятилетие.
Кстати, так работал рынок игровых консолей, пока они не устроили гонку вооружений в попытках захватить никому не нужный 4K-гейминг — решить проблему, которую сами придумали. Если не верите, посмотрите на то, как выглядели игры на PS2 в момент релиза консоли и 13 лет спустя в конце её жизненного цикла.
На рынке масса примеров прекрасного железа, которое никому не нужно из-за того, что у него отвратительный софт или прошивка. Оно никем не поддерживается и, из-за этого кажется полуфабрикатом, но приготовить его самостоятельно вы не сможете т.к. оно проприетарное.
OEMed by many, supports by none
По-моему, хватит уже поправлять в софте и прекращать поддержку устройства в момент когда оно продалось. Вместо этого производителям заново нужно учиться выжимать максимум из имеющегося у пользователя железа и проектировать его соответствующим образом: с прицелом на то, что оно будет продаваться и поддерживаться десятилетие. А стоимость работ по поддержке закладывать в устройство заранее, не продавая потом апдейты прошивки по подписке.
8 Попробуйте сравнить однородность цен на макбуки и любые другие лэптопы на вторичке.
Не важно, купили мы фен, мышку, вебкамеру, аудиоинтерфейс, или паяльник по цене «в два раза выше средней по рынку»: хотим чтобы это устройство жило 5-10 лет, активно использовалось, получало патчи и обновления, имело коммьюнити, гайды по обслуживанию, магазин запасных частей. В этом случае его стоимость на вторичном рынке будет стабильной8, а плохого железа в мире будет чуть-чуть меньше.
Так же как производители железа десятилетия назад освоили принцип Design For Manufacturability, сейчас им пора освоить если не Design For Last, то хотя бы Design For Decade.
⚠️ Каменты в режиме эксперимента. Нужна регистрация на GitHub и необходимо дать разрешение боту Giscus. Если это неприемлемо, можно комментировать прямо на GitHub.