Главная Проекты → Lightpack #5: Сквозь кампанию
Май 2015

Lightpack #5: Сквозь кампанию

Глава в которой «некогда объяснять, скорее прыгай в машину!»

В прошлой заметке я рассказывал, как прошёл запуск и первые 3 дня кампании Лайтпака на Кикстартере. Дальше было полегче.

Наша кампания длилась чуть больше месяца — 36 дней. Когда, перед написанием этого материала, я спрашивал участников, чем им сильнее всего запомнилось это время, все первым пунктом называли недосып. Если период подготовки сравнить с изнуряющим марафоном в котором нужно просто всё «дожать» и довести до состояния «не стыдно показать людям», то сама кампания по сбору средств это… Второй марафон, цель которого собирая деньги дожить до финиша и не растерять по пути остатки рассудка.

Simavision. Опять идею удмуртских учёных украли рептилоиды.

С приходом интернета все мы стали жить в одной и той же медийной среде. Все читаем одни и те же блоги, подписаны на одни и те же популярные паблики и журналы. Pocket и Medium каждую неделю присылает всем нам одинаковые «кропотливо отобранные специально для вас» статьи. В 21 веке нет смысла удивляться тому, что одни и те же идеи одновременно приходят в голову разным людям.

Кошмар любого стартапера: потратить время на прототип и за сутки до релиза узнать, что кто-то запустил то же самое на неделю раньше и с более продуманным UI.

В случае с Лайтпаком ситуация усугублялась тем, что это был полностью открытый проект с двухгодичной историей. Клонов Лайтпака существовало множество, многие из них действительно от нас отличались, некоторые были полной калькой, а в особо терминальных ситуациях клоны Лайтпака на своих страницах обвиняли нашу команду в их полном копировании, не смотря на то, что доказать обратное было проще простого. Но об альтернативно одарённых я писал в прошлой части и не вижу смысла к этой теме возвращаться. В любом случае у нас было 2 года для того, чтобы внутри команды научиться справляться с подобными ситуациями.

146% Open Source
Открыто всё. И даже больше, чем всё.

В последний месяц подготовки к кампании, я каждый день просматривал Кик на предмет новых проектов. Не то, чтобы я искал там клон Лайтпака, скорее просто для того чтобы глубже погрузиться в тему и ощущать контекст, в котором мне предстоит вариться месяц. За неделю, до намеченного нами старта был опубликован Simavision. Для меня это был очередной пинок по яйцам сравнимый по силе с тем, что я получил в 2011 от норвежского любителя HDR-таймлапсов.

1 Кофейный столик?! Серьёзно?!

После короткого шока и первой оценки ситуации, я был склонен считать, что подсветка от Симавижен не была клоном Лайтпака. Во всяком случае архитектура железа была другой, а софт они не демонстрировали, упомянув лишь, что он есть и находится в разработке. При этом ребята показывали какие-то нетипичные юзкейсы1, а само устройство выглядело откровенно сыро: напечатанные на гражданском 3D-принтере рассеиватели, не обслуживаемые разъёмы, кустарный адгезив и прочие признаки ранних прототипов.

Концептуально проект был ровно тем же, чем являлся Лайтпак, но весь контент, фото, видео, мотивация команды, документация и пр. были крайне слабы на мой вкус. Если бы у меня спросили «что с этим проектом не так?», я бы в ответ предположил, что его делают старшеклассники. Не потому что школьники — это плохо, а потому что у них почти всегда нет опыта и некоторые очевидные правила в их возрасте просто не доступны.

Много кипучей энергии и полное отсутствие консистентности в продукте. Таким для меня предстал Симавижен, когда я его впервые увидел.

Целью Симавижена было $42 тыс. Мне было очевидно, что за такие деньги ничего толкового они доставить не смогут. Производство одной только оснастки для литья пластиковых рассеивателей обошлось бы им в 2/3 этой суммы. А ведь это всего лишь инструмент для производства. Хочешь знать, насколько компетентная команда стоит за проектом — оцени их смету. Но даже в таком виде они активно собирали и насобирали бы, если бы не мы.

Stretch goals
Наши «длинные цели» — ещё одна недокументированная механика Кика.

Я был жутко зол, при чём сам не знал на кого именно, очевидно, на обстоятельства — Симавижен не был нашим клоном, а я всегда выступал за конкуренцию. Нужно отдать должное нашей команде, все они не сговариваясь твердили мне одно: хватит ныть, продолжай работать, мы не можем предвидеть всего и будем запускаться по плану, эта ситуация даже не стоит обсуждения.

Посовещавшись немного, мы решили, что единственное, что можно сделать: уже во время кампании опубликовать апдейт, который объяснит, почему эти проекты разные. Правда, оказалось, что у бэкеров тоже есть голова на плечах и, забегая вперёд: никакие апдейты нам не понадобились. Вообще за всё время кампании мы не сказали ни слова про Симавижен и даже не допустили намёка об этом проекте с нашей стороны.

Это была войнушка, выигранная нами без единого выстрела. Хотя противник поначалу сопротивлялся.

2 Кстати, они из Хорватии 🇭🇷

Проблемы у Симавижена2 начались сразу же после нашего запуска. На тот момент они уже собрали половину требуемой суммы и динамика показывала, что они без труда доберутся до своей цели. Но после старта Лайтпака динамика их сборов сначала замедлилась, потом остановилась, а в конце-концов и вовсе стала отрицательной.

Simavision Kicktraq
Сборы Simavision по дням согласно kicktraq.com . До 25 апреля дела у ребят шли неплохо.

Тут нужно упомянуть, что бэкеры, оставляющие деньги проекту, на самом деле проводят авторизацию карты — дают разрешение снять деньги с их счёта, которое действует определённое время. А реальные деньги со счёта списываются лишь в случае успешности кампании, когда проект добрался до своего таргета, и не раньше момента её окончания. В течение кампании, любой, сделавший донейт, бэкер может снять авторизацию карты и отказаться от своего участия, а соответствующая сумма вычтется из «общего котла» счётчик которого торчит на главной странице.

3 Комментарии к проектам могу оставлять только его бэкеры.

В день запуска Лайтпака Симавижен потерял около 10% всех ранее собранных средств и все их комментарии были заполнены информацией о нашем проекте3 и о том как жить дальше.

Осознав перспективы, авторы Симавижена начали принимать меры уже в конце первого дня нашей кампании.

Во-первых, они выпустили экстренный апдейт, в котором писали, что всё не так плохо, как думают бэкеры, а для простоты нарисовали сравнительную таблицу. Беда в том, что эта картинка была под стать всему проекту — очень слабая. Глубоко под ней было некое разумное основание, но, в итоге, они даже не попытались хоть как-то объяснить своим бэкерам в чём их реальные плюсы. Как результат: те их бэкеры, которые не писали в комментариях к апдейту “Bad move, guys”, давали им советы по маркетингу. Мы со своей стороны были уверены, что у парней есть какие-то козыри в рукаве и они просто так не сдадутся.

Следующим номером у нас в комментариях появилось несколько юзеров, активно рекламирующих Симавижен. Как я и сказал выше, комментарии к проектам могут оставлять его бэкеры, и тут есть вполне легальный трик: пользователь может пожертвовать проекту $1 и комментировать сколько влезет, а потом за минуту до финиша отозвать свой доллар. Я не думаю, что это какой-то спланированный акт чёрного пиара. Наверное, этими пользователями были просто близкие друзья команды Симавижена, которые искренне переживали за проект и хотели ему помочь, но, в конечном счёте, они вызвали обратный эффект и исчезли под давлением нашей аудитории.

Sima agents
Типичные разговоры в общих каментах Лайтпака в те дни. Мы в них не вмешивались.

4 На тот момент им не хватало $20 тыс.

Шли дни, ситуация для Симавижена не улучшалась, мы начинали о них подзабывать. Как-то ночью во время очередного скайп-митинга мы обсуждали текущие работы и план на следующий день. Мы не контролировали наши звонки и вообще часто работали прямо на созвоне, поэтому они могли длиться часами. В конце очередной конференции, мы заговорили о Симавижен и «в порядке ночного бреда» кто-то озвучил идею о том, что мы, вообще-то, могли бы их профинансировать на всю недостающую им до таргета сумму4.

5 Уже в 2016 я поменял своё мнение. Во время кампании HUDWAY Glass мы пообещали пожертвовать деньги в канадское общество охраны сов, — маскота команды, в случае если доберемся до очередного stretch-goal. И сразу после того, как мы через него перевалили кто-то написал: «ребята мы доверяем вам деньги потому что верим в продукт и команду. Занимайтесь, пожалуйста, целевыми тратами, даже если вы собрали больше плана.» С этим сложно не согласиться.

Идея была слишком хорошей. Такой информационный повод может представиться лишь раз за кампанию и то не всем. Один открытый проект финансирует другой открытый проект аж на половину5. Море плюсов:

  • Мы проявляем что-то типа доброй воли к тем, кого вчера считали своими конкурентами и кто, пусть и косвенно, но по нашей вине, шёл ко дну. Мы даже могли бы помочь им с экспертизой по продукту.
  • Это было легально со стороны Кика. Мы даже экономили некоторые проценты на процессинге с таким переводом.

Мы захлёбывались слюнями, обсуждая как всё это можно было бы обставить. Шёл четвёртый день кампании и мы сами ещё не добрались до таргета, но главная проблема была в том, что за окном стояла глубокая ночь, а мы не из тех, кто принимает спонтанные решения ценой в $20 тыс. Было принято решение «поспать с этой идеей» и на утро обсудить всё подробно.

К сожалению ничего не вышло. Утром в почте уже лежал апдейт от Симавижена с новостью о том, что они закрыли свою кампанию. Перечитывая этот апдейт 2 года спустя я думаю, что мы оказали ребятам и их бэкерам услугу: с такой сметой это могла быть очередная недоставка Кика.

Lightpack proto
Одна из первых фоток прототипа который был сделан на фабрике

Однако, в тот момент я думал совсем о другом. Не об упущенной нами возможности обменять $20 тыс на нечто значительно более ценное, а о том, что если для потопления Симавижена хватило появления Лайтпака, то чего хватит для потопления Лайтпака? Где гарантии того, что в последний день нашей кампании не запустится проект, который будет на две головы выше нас так же, как мы были на две головы выше Симавижена? И он так же в одночасье заберёт себе всех наших бейкеров, опубликовав апдейт с заголовком «C-C-C-COMBO BREAKER!».

В этот момент написал Тим и сказав, что ночью победил одновременную работу нескольких Лайтпаков, запулил код в репозиторий и что я должен срочно всё попробовать у себя. Так что обо всех своих страхах я довольно быстро забыл.

СМИ. Что с ними не так

Наша кампания с самого старта вышла из под контроля. Мы надеялись, что какие-то работы, которые считались подготовительными, сможем выполнить позже, в первые дни кампании.

Среди таких работ была подготовка пресс-кита. Если кто-то не знает что это такое: набор ваших маркетинговых материалов, подготовленный специально для прессы. Материалы в нём аккуратно упакованы по группам, а описания к ним доступны на отдельной странице сайта. Это удобно и упрощает работу для прессы, у них появляется доступ к фотографиям высокого разрешения, векторным логотипам, оригинальным пресс-релизам и всему тому, чем вам покажется важным поделиться со СМИ. На момент старта у нас не было пресс-кита и так получилось, что его не появилось вплоть до конца кампании.

14yo email
Некоторые сообщения прямо апще.

6 Ещё в 2011 мы невольно изгадили поисковую выдачу для компании Light-pack, которой посчастливилось находиться в одном с нами Ижевске и заниматься упаковкой. Так что пойди разберись где тут что.

Это немного осложнило нам жизнь. Многие СМИ в попытках написать о нас побыстрее просто брали нагугленные фотки6. Среди них было сложно выбирать потому что в выдаче огромное кол-во фотографий наших старых устройств сделанных нашими пользователями. Тем же, кто всё-таки запросил у нас официальные снимки, или логотип, приходилось ждать ответа часами, а нам, в свою очередь, приходилось тратить на него время. В итоге, в большинстве случаев в любой новости о «Лайтпаке на Кикстарте» присутствовали фотки, скопированные прямо из описания нашей кампании.

7 К слову: абсолютно напрасно не ориентировались. Я же говорю: фейл на фейле и фейлом погоняет

Из-за того, что в контенте мы совсем не ориентировались на русскоязычных пользователей7, не планировали никакой медийной активности на русском языке. Однако, когда проект за один день собирает больше, чем все остальные русские проекты вместе взятые, о нём неизбежно будут писать местные СМИ. О нашей кампании я даже на Хабре не писал, хотя до этого момента освещал там все крупные лайтпачечные вехи.

Мне написали и позвонили несколько русских журналистов, которые хотели подготовить интервью, или взять комментарий. Всем им я вежливо отказывал, попросив понять моё нежелание говорить о кампании, которая ещё не закончилась.

Причин на то было две:

  • Кампания не закончилась и авторизация нескольких тысяч карточек ничего не значит. Ну вон там выше написано про Симавижен, алё.
  • Даже успешно завершившаяся кампания с реальными деньгами в банке не дотягивает хотя бы до середины пути «попросили средства — доставили награды».

Рассказать об успешных сборах я смог бы лишь после успешной доставки. Многие посчитают такой подход ошибкой потому, что, как известно, «плохого пиара не существует», но я с этим не согласен.

Для зарубежных журналистов у нас был отдельный план. Мы заранее подготовили список контактов, постарались достучаться до каждого лично и, по возможности, даже получить от них фидбек. С кем-то это сработало, с большинством, как и предполагалось — нет. Могу сказать одно: пресловутая новость на Энгаджете появившаяся через 10 часов после старта кампании принесла нам менее 9% всех средств, если верить скудной системе статистики Кика. Все новости и перепубликации в СМИ были сделаны как под копирку, и странно было бы ожидать другого, поэтому особенно обсуждать тут нечего.

Гораздо интереснее были посты и обсуждения, в социальных сетях или даже на форумах, которые, как оказалось до сих пор популярны в Германии и странах Скандинавии. Все вместе они генерировали неплохой трафик, но общаться с тамошней публикой было сложно: во-первых, нужно регистрироваться, во-вторых, в таких местах всегда «своя атмосфера» и правила, которые желательно изучить прежде, чем открывать рот. В общем, мы не влазили в тамошние беседы, довольствуясь наблюдением со стороны, что, на мой взгляд, было даже интереснее.

Апдейт. Единица измерения времени для кампании

OSHW Lightpack Уже не помню почему эта картинка не пошла в прод.

В течение месяца мы занимались СМИ лишь в те моменты, в которые не занимались настоящей работой. Первым и самым бессистемным занятием были конечно же сообщения и письма. Удобно, что эта работа состоит из мелких, 1-10 минут, итераций и ею можно заполнить, например, высвободившиеся полчаса или даже комьют. Но всё по-настоящему важное, что команда делает в ходе кампании и что добавляет ценности продукту, находит своё отражение в апдейтах. Именно по апдейтам можно восстановить весь процесс от запуска до доставки наград. Каждый апдейт это небольшой кирпичик в деле доставки продукта.

Апдейты важны. Это основной инструмент общения с бэкерами не только на период кампании, но и после её завершения. Все команды подходят к апдейтам по-разному: некоторые делают их не чаще раза в месяц, другие используют этот раздел, как Твиттер. Заваливая имэйлы бэкеров шитпостингом.

8 Сюрприз: произвести 10 тыс устройств это вообще не то же самое, что произвести 5 тыс. как планировалось изначально.

Если выбросить первые хаотичные апдейты, которые были направлены на объяснения бэкерам, что именно они финансируют и как мы собираемся справляться с незапланированной популярностью8, то мы в качестве комфортных отсечек выбрали публикацию апдейтов раз в две недели.

9 И никогда без неё.

В качестве форм-фактора использовали содержательные посты с умеренным количеством графики9, и при необходимости снимали видео для демонстрации новых фич устройства. Всего таких роликов мы сняли 8 и с ними не всё так просто.

prismatik gui
Сразу после кампании мы выпустили приложение для Android-приставок, с интерфейсом рассчитанным на управление геймпадом. Оно тоже называлось Prismatik.

Ролики использовались нами для объяснения каких-то сравнительно сложных вопросов, где текста недостаточно и помогает живая демонстрация. Снова встал вопрос о том на каком языке говорить. Наученные прошлым опытом мы сразу отмели английский, но переозвучивать каждый ролик представлялось в широком смысле «дорого». Поэтому мы решили снимать всё на русском и класть поверх субтитры. После релиза первого такого ролика мы запросили у бэкеров фидбек и все согласились, что такой формат их более чем устраивает, а волноваться не о чём.

Другая беда с роликами поджидала нас в «студии». Мы оккупировали квартиру одного из сооснователей проекта. За время подготовки мы перетащили туда кучу оборудования и инструментов. Постоянно перевозить всё с места на место нам не хотелось, а если принять во внимание, что фотографии для апдейтов мы тоже делали в этой локации, то нам проще было оставлять своё барахло там.

Постепенно оккупированная территория расширилась на столько, что хозяину осталась доступна лишь его спальня.

В студии были панорамные окна, закрыть которые наглухо не представлялось возможным, а Лайтпак — устройство, которое нужно снимать либо в полной темноте, либо в значительном полумраке. Вообще, снимать на видео эффект от устройства крайне сложно: прямо в камеру ярко светит телевизор — главный источник света. При этом нужно сделать так, чтобы на матрицу камеры попало достаточное количество отражённого от стены света самого Лайтпака. Не у каждой камеры динамического диапазона хватает на такие выкрутасы, и даже выкручивание яркости телевизора на минимум не сильно улучшает картинку.

Вот почему живьём Лайтпак значительно лучше, чем на видео, не смотря на весь постпродакшен.

Но вернёмся к окнам, которые не занавесить. Период, в который проходила кампания — май — месяц с самыми короткими ночами в наших широтах. Бывали моменты, когда мы могли позволить себе вести съёмки всего два часа в сутки — в остальное время было светло, как днём. Если прибавить сюда, то, что мы не жили в студии, и работы по программированию и прототипированию новых фич велись за её пределами, можно представить, в каких муках тайм-менеджмента появлялись эти ролики. Не успел подготовить сетап — придётся снять всё с первого дубля, а то ночь кончится.

Updates list
Пиши, вычитывай, переводи, вычитывай, обрабатывай фотки, верстай, вычитывай. И так 9 месяцев.

Так получается, что у апдейтов появляется ритм и бэкеры к нему привыкают. С одной стороны, это хорошо, потому что это стимулирует команду к подготовке и публикации регулярных апдейтов. Но иногда то, что бэкеры «приучены» к этому ритму может сыграть против вас.

Перематываем вперёд: спустя 7 месяцев после финиша кампании мы всё ещё поддерживали ритм, но так получилось, что по работе я оказался в США. Будучи человеком, не разделяющим философию работы на бегу, в самолётах и на эскалаторах, я решил, что ничего не случиться если я задержу очередной апдейт на 2 недели и опубликую его уже после возвращения. Доверять написание кому-то ещё я решительно не хотел. Так получилось, что в это же время у нас начались первые крупные доставки устройств, счёт которых уже шёл на тысячи. Фактически, это было начало завершающего этапа доставки продукта пользователям.

Kickstarter headers Для тех, кто дочитал до этого места, бонус: все наши заголовки со страницы Кика.

Не смотря на то, что многие пользователи к этому моменту уже получили устройства и вовсю строчили каменты о своих впечатлениях и публиковали unpacking-видосы, у нас случилось какое-то массовое помешательство. Бэкеры писали о том, что мы не выходим с ними на связь, мы обо всех забыли, всех «кинули» и скрылись с деньгами в неизвестном направлении.

Выглядело это совсем странно, потому что каждый нечётный комментарий был о нашей пропаже, а каждый чётный содержал фотку дошедшей посылки, распакованного устройства, или просьбу выслать инвойс для местной таможни. Я попросил кого-то из команды написать короткий апдейт-новость о том, что мы последний месяц живём в самолётах, но всё ещё намерены всем всё доставить. Этого оказалось достаточно для того, чтобы бэкеры полярно сменили своё настроение. Иногда короткий апдейт лучше развёрнутого.

Для многих бэкеров Кикстартер — это не награда, а возможность поучаствовать в чём-то большом. Прикоснуться к магии превращающей чертёж на салфетке в коробку под ковриком на твоём крыльце. Повлиять своими комментариями и мнениями на становление и развитие настоящего продукта, который, возможно, в будущем появится в соседнем магазине.

10 Но всё же не большинству.

Многим10 честно наплевать на то, когда вы доставите продукт, как сильно вы его задержите. Они будут поддерживать вас, всячески участвовать и помогать до тех пор, пока от вас будет исходить поток новостей о работе команды, прогрессе, трудностях, встающих на пути, и историй о том, как вы с этими трудностями справляетесь.

Каждый успешный проект — это история, рассказанная через апдейты. Общайтесь со своими бэкерами, советуйтесь с ними и, если у них появится возможность хоть как-то повлиять на самый простенький аспект вашего продукта — они станут вашей самой лояльной и ценной аудиторией for ages.

Комментарии и сообщения. Где срезать углы

Скажем честно: Лайтпак не самое простое, в плане принципов работы, устройство. Какие-то USB, какой-то Призматик, какие-то светодиодные модули, какие-то «созвездия» для настройки. О чём это всё?!

Не смотря на то, что мы старались разжевать всё в видео и потом разложить по полочкам в описании проекта, нам всё-равно пришлось завести FAQ и первым же апдейтом опубликовать понятную картинку о том, что и куда можно втыкать. Не смотря на это, осталось море пользовательских вопросов посложнее. Я правда завидую проектам, которые настолько просты и понятны пользователям, что даже после успешных сборов накапливают у себя в паблике всего 30 комментариев. У нас на момент доставки коробок их было 2 000.

На Кике есть 3 типа комментариев за которыми нужно постоянно следить:

  • Паблик, привязанный к проекту. Отдельная вкладка на главной странице где все общаются со всеми обо всём.
  • Комментарии к апдейтам. Для обсуждения конкретных постов.
  • Личные сообщения. Внутренняя почта Кика.

Сначала нам казалось, что таб с публичными каментами о проекте — это хаос. Там нет иерархии, там нельзя голосовать за каменты и даже упоминание пользователей через @ в 2013 не обрабатывалось парсером. Т.е. кто-то мог оставить там вопрос, а для того, чтобы узнать, последовал ли на него ответ, этому бэкеру было необходимо просмотреть всю историю изменений.

TV with Lightpack
По проводам и сложному кабель-менеджменту устройства я прошёлся в заметке с критикой устройства

Звучит, как катастрофа. К счастью, мы довольно быстро поняли, что бэкеры там без проблем варятся в собственном соку и довольно эффективно общаются друг с другом. Поэтому для паблика мы выбрали простую тактику: т.к. комментарии автора проекта подсвечиваются, мы «копили» интересные каменты и потом отвечали на них скопом в одном сообщении.

Про каменты к апдейтам мне сказать нечего, это самая понятна часть всего воркфлоу Кикстартера. А вот приватные сообщения, наоборот, нужно отметить отдельно. Во-первых, их много. Во-вторых, они не объединены никакой темой. Фактически это как почта, только вместо удобного интерфейса джимейла с фильтрами и хоткеями у вас скудный до функций, тормозной интерфейс Кика с робкой, застенчивой пародией на CRM систему. И самая главная проблема: на все эти сообщения нужно ответить, и никакое сообщество тут вам уже не поможет.

Mature backers
Большая часть наших бэкеров видели Кикстартер не в первый раз.

Психологически ситуация обостряется тем, что никто, кроме вас, не видит ваш backlog. Только вы знаете о том, сколько у вас этих сообщений в очереди, а поэтому снаружи всё будто-бы хорошо. Мы разгребали эти сообщения всей командой с переменным успехом и переменной занятостью. Хуже всего было, когда кто-нибудь из пользователей отправлял один и тот же вопрос по всем, доступным ему каналам, включая скайпы, фейсбуки и пр., а потом докладывал другим пользователям о результатах того, какой из этих каналов связи оказался наиболее эффективным.

Пара слов об инструментах

Если внутреннее убранство Кикстартера 2013 года можно было охарактеризовать словом «сойдёт», то про тамошнюю статистику можно было сказать только «не может». Какие-то самые базовые метрики присутствовали, но об отчётах, воронках и сегментации пользователей не приходилось даже мечтать. Первое время для базовых метрик кампании мы вообще использовали сторонний сервис kicktraq.com. Правда в итоге, доступность поля «источники трафика» оказалась киллер-фичей в битве этих «титанов» бигдаты.

Мы были так заняты работой, что не пользовались ничем для облегчения своего взаимодействия с площадкой. Я даже не уверен, что какие-то специальные сервисы на эту тему тогда существовали. Было очень много площадок, которые предлагали проектам с Кика сервисы для хранения базы бэкеров. В последствии какой-то из них даже превратился в полноценную Kickstarter-friendly CRM систему, магазин с предзаказами «с прикольными темами в стиле Кика» и пр. ерунду. Единственное чем все мы реально пользовались — Android виджет, дублирующий главный счётчик кампании на экране смартфона. Всё остальное показалось нам автоматизацией высосанной из пальца.

Время шло, апдейты множились, кампания стремилась к своему завершению. За этот месяц мы выполнили много работы по R&D, продолжали налаживать производство в Китае, записали несколько видеороликов и добавили в роадмап новые проверенные фичи. Ответили на бесконечное количество каментов и недоспали десятки часов.

Я похудел на 6 кг: ни на одном видео на мне нет рубахи или футболки по размеру — на такую ерунду как покупка одежды, или даже стрижка мы не отвлекались.

Надеялись, что сможем выспаться уже после того, как всё закончится. Как эти мысли комбились с подступающим осознанием того, что впереди у нас производство в Китае и доставка 7 тыс Лайтпаков, мне сейчас не ясно.

Главным разочарованием кампании лично для меня оказалось то, что наш проект так и не попал в сортировку Editors Picks. Для меня это стало бы чем-то типа признания со стороны Кика, но этого не случилось. Не исключаю, что внутренняя магия Кика отправляет в эту категорию лишь те проекты, которым это действительно может помочь, а наш в их число не входил — у него и так всё было хорошо. Про себя я в очередной раз послал проклятия в адрес непрозрачной редакционной политики площадки и забыл об этом ещё до того, как обратный отсчёт времени обнулился.

В следующей заметке я подведу итоги компании и раскрою некоторые цифры.

Сообщение об ошибке: