Главная Проекты → Pixelkit #1: Магазин в интернете
Март 2010

Pixelkit #1: Магазин в интернете

Онлайн-продажи на коленке. Без регистрации и CMS.

1 Пятинедельный авторский курс от популярного, но не трендового ютюб блоггера, о котором сейчас все говорят, но никто не помнит его имени.

К осени 2010 проект Пикселькит набрал популярность и мы открыли одноимённый интернет-магазин. Всё было сделано без малейшего представления о том как оно должно быть. Весь 2010 был таким: мы не занимались планированием и проектированием. Просто брали и делали потому что на это находилось время. Между «Нам нужен магаз!» и первой продажей прошло 2 недели. В эпоху до Shopify, Тильды и прочих «Собственный магазин на Битрикс за 59 минут»1.

Мы взяли бесплатную CMS, которая при этом не имела части необходимых фич. Сами нарисовали и сверстали простой и понятный шаблон. Придумали процесс поступления, обработки, верификации и отправки заказов. Предусмотрели исключительные ситуации и написали кучу шаблонов писем для почтового робота. Прикрутили процессинг и заключили пару контрактов с перевозчиками в числе которых была даже Почта России. Опубликовали сайт и начали продавать даже приблизительно не представляя сколько времени может уходить на обработку и сопровождение одного заказа.

Pixelkit store checkout
Оригинальный геймпад от японской Super Famicom за 810₽ ?! В 2010 легко!

Всё прошло гладко

В конце-концов мы просто запустили сайт, который стал витриной для наших проектов на ближайшие 3 года до тех пор пока мы не закрыли его, чтобы сфокусироваться на производстве Лайтпака в Китае.

Мы добавляли в магазин собственные новые киты, продавали сторонние наборы. Запартнёрились с Seeed Studio. Одни из первых растаможили и официально привезли в страну Raspberry Pi. Добавляли новый функционал и прикручивали систему предварительных продаж Лайтпака которая, работая на чистом доверии и нашей репутации, ни разу не споткнулась.

Всё в этой, как нам тогда казалось, сложной системе работало на удивление слаженно и без сбоев не смотря на значительное присутствие в процессе человеческого фактора в виде разных проверок и ручных подтверждений операций.

2 В 2010 ещё можно было деплоить сайты через FTP. А то и исправлять прямо на сервере без деплоя.

Впрочем, в какие-то из новогодних праздников сайт хакнули, заранее украв пароль от FTP2 одного из наших админов. На главную страницу поставили скрипт, который переадресовывал часть трафика на сторонние адреса. Через 3 дня мы об этом узнали и всё вычистили. Nothing to see here 👮🏻‍♂️.

Механика предзаказов

3 Мы просто боялись захлебнуться в заказах и не прожевать весь объём, задержав доставку.

Ажиотаж вокруг Лайтпаков был настолько высоким, что мы продавали их через предзаказы. Работало это примерно так: мы около недели собирали заявки и принимали оплату, а как только копилась критическая масса 100-300 шт, закрывали возможность их купить и переходили к производству партии, которое длилось примерно 30 дней. Для производства мы использовали только только средства клиентов не вваливая собственные деньги, которых у нас тогда не было. После чего рассылали устройства покупателям. Разумеется, всё время пока производились девайсы заказать новые Лайтпаки было невозможно и посетители лишь оставляли свои имейлы чтобы мы оповестили их сразу, как только откроется новое окно предзаказов.3

Получился Massdrop в миниатюре со сроком оборачиваемости 30 дней

Один из клиентов попавший в магазин в такое «межсезонье», когда предзаказы не принимались, а до открытия новых нужно было ждать недели, нашёл дыру в API и сумел таки пропихнуть свои данные в систему не смотря на то, что, как нам казалось, технически это было невозможно сделать. Дима Казанцев, который в те времена отвечал у нас за front-end, написал мне «Пофиксил. Передай этому панку, что от хаков CSS количество Лайтпаков на складе всё-равно не увеличится.»

По-моему, это был единственный случай, когда мы продвинули клиента вперёд без очереди.

Помимо опыта этот магазин приносил нам деньги, которые получалось вкладывать в развитие других проектов. Так, например, была произведена экспериментальная партия из 300 Лайтпаков совместно с китайской Seeed Studio. На деньги, заработанные магазином, я даже купил свою первую машину. За всё время его существования было выполнено несколько тысяч заказов, бо́льшая часть которых была нашими собственными продуктами.

Pixelkit logo
По-моему бо́льшую часть из этих двух недель я просто двигал сердечки на логотипе.

Вложенные в запуск магазина деньги вернулись за первые 6 дней его работы

Не потому что я гений продаж, а потому что это была небольшая сумма даже по тем временам. А ещё потому, что считать собственное время инвестицией тогда было слишком приземлённым способом мышления, достойным лишь корпоративных червей, но не стартаперов с пылающими сердцами.

Статистика запуска

Это были времена высоких деревьев и сладкого сахара когда ещё не стрёмно было хостить несколько сайтов на одной виртуалке. Тогда отличным маркетингом считалось написание поста попадающего на главную Хабра, Лепры, или модного в те времена NNM. На Ютюбе практически не было контента на русском, а самые популярные ролики не набирали даже 700 тыс просмотров. Герман Греф не упоминал бигдату при каждом удобном случае, а биткоина вовсе не существовало.

Зато модно было делиться цифрами от разных «эффектов», проводя таким образом хоть какой-то анализ того, что сейчас бы назвали SMM.

Например, пост на Лепре о запуске магазина принёс:

  • 1200 попугаев рейтинга и один инвайт (не спрашивайте)
  • 80 каментов
  • 700 переходов в магазин
  • 8 моментальных заказов
  • 1200 просмотров демо на Ютубе

4 Врубитесь как давно был 2010

А пост на ту же тематику на Хабре:

  • 173 голосов рейтинга
  • 125 каментов
  • 4400 переходов в магазин
  • 3100 переходов в блог Пикселькита
  • 3600 переходов на страницу репозитория на Google Code4
  • 4800 просмотров видео

Первая новость на Хабре о проекте Пикселькит:

  • 133 голоса
  • 80 комментариев
  • 3400 переходов на страницу проекта на Google Code
  • 140 скачиваний сборки XBMC
  • 50 скачиваний файлов разводки
  • 30 скачиваний прошивки
  • 6800 просмотров ролика на Ютубе

Невозможно без слёз смотреть на эти цифры через пропасть почти десятка лет. Оттого было веселее откопать их в архивных казематах. Страшно сказать: те 6800 просмотров определили мои следующие 10 лет в качестве продюсера потребительской электроники.

Сообщение об ошибке: