Я очень люблю кнопки. Иногда по вечерам пораньше спать ложусь, чтобы с утра можно было пораньше встать и начать нажимать кнопки. Все кнопки, какие были дома, понажимал. В прошлом году решил разных, новых кнопок прикупить. Забрал посылку с кнопками с Почты и думаю: «Зачем мне просто кнопки?! Они же что-то делать должны. Все кнопки дома что-то делают».
1 Все кнопки разных моделей и производителей. Подобрать их по цветам изначально было невозможно поэтому я действовал по принципу vomit is the new minimal.
Кнопочная Фабрика — это простой сэмплер и миксер, который принял форму детской игрушки, хотя его изначальная цель — тестирование разных моделей action-кнопок1. Фабрика работает от батарейки примерно 10 часов и умеет воспроизводить 16-битное аудио в режиме полифонии. Корпус выполнен из клёна, декоративная ручка из кожи, задняя крышка из карбона каширована замшей чтобы не скользила, а защита динамика это просто подходящая по цвету тряпка. Весит Фабрика около 1кг.
Фабрика и сломанное целеполагание
В 2015 у меня появилось желание самостоятельно сделать контроллер для файтингов. Не то, чтобы я очень люблю файтинги, но такая штука, очевидно, должна была радикально изменить игровой опыт. Это, а ещё урывками появляющееся свободное время, любовь к кнопкам и спираченный Solidworks, заставили меня нарисовать промдизайн и даже начертить два варианта контроллера.
Во время проектирования механики встал вопрос: какие кнопки использовать. Проблем с выбором джойстика и других компонентов не было, а вот высота кнопок сильно «отсвечивала» в общие габариты устройства.
Среди доступных на рынке кнопок были опции позволяющие уменьшить внутренний объём в 1.5 раза сохранив при этом диаметр толкаталей. Вместе с бесконечными холиварами прогеймеров о тактильном фидбэке, времени отскока и громкости, которые попадались мне на форумах, это заставило меня заказать два десятка разных кнопок втч пару китайских нонейм поделок. «Не нуачо?! Этож на пробу! Этож системный подход!» — утешал себя я. Забегая вперед скажу, что контроллер я себе так и не сделал.
После распаковки кнопок стало ясно, что проверять их вне контекста бессмысленно. Контекст в виде коробки из под обуви с наспех нарезанными ножницами дырками не помогал.
Всё, что нужно было сделать в этом месте — найти кусок фанеры и подходящее по диаметру сверло — путь здравомыслия. Вместо этого я снова сел чертить.
Фабрика и поворот не туда
2 По-настоящему распробовала эту игрушку она только к 3 годам.
Очнулся уже под утро с папкой полной рендеров и шорт-листом с 3 вариантами механики. Идея сделать музыкальную игрушку пришла быстро. Фокус-группой была моя дочь, которой тогда как-раз исполнился год2. Я не планировал колхозить электронику и подыскал готовый модуль, способный работать от батареи и купил простенький динамик к нему в соседнем ларьке.
Примитивная механика начертилась как-то сама собой, принципы крепления деталей очень простые и одновременно надёжные по меркам домашней поделки. Оставалась задача компоновки внутренностей, которая тоже решилась после нескольких подходов.
Оставил непривычно много места для импровизации: Вся наружная фурнитура, декор динамика и даже кнопка включения подбирались «на глаз» по готовому корпусу. Не обошлось без оверкиллов: решив использовать для корпуса дерево без всякого армирования, перестраховался и оставил слишком толстые стенки. Вместе с центральными стойками задней крышки общий вес полностью собранного девайса получился 1050г, что, с одной стороны, слишком дофига, с другой — не стало сюрпризом и было известно ещё на этапе симуляций во время проектирования.
3 Её в итоге пришлось починить эпоксидной смолой.
Вариантов лаков, масел и восков я проверил перед тем как выбрать финальное покрытие
Корпус склеил из клёна и фрезернул Андрей М. из mtmwood с которым мы познакомились чуть раньше. Для него это тоже было своего рода исследование. Не смотря на мелкую помарку3 на кромке, мы пришли к выводу, что попытка удалась и второй дубль не понадобится.
Оставалось всё это вышкурить и защитить от окружающей среды. Я забрал у Андрея килограмм деревянных обрезков для экспериментов и купил все лаки и масла, которые смог найти в городе. 12 опций.
Не хотелось покрывать дерево обычным лаком, который даст толстую глянцевую глазурь, которую через год сожрёт ультрафиолет и она станет жёлтой, как дедушкин комод из берёзы. В итоге остановился на одном из лаков Tikurilla для наружных работ. Он почти не давал глянца и сквозь него хорошо проступала вся фактура дерева. 3 года спустя могу сказать, что сейчас я для тех же целей использовал бы какое-то из масел Remmers.
Перед покрытием следовало сделать гравировку. Сам процесс скучный, но ему предшествовало 3 недели создания арта, который делала Аня. Для меня такие работы это всегда кайф и чёрная магия которая превращает 3 страницы моего, не всегда понятного, брифа в иллюстрацию, которую можно отправлять в продакшен буквально через 3-4 короткие итерации. Я не знаю как она это делает.
4 Кнопки, они же пуговицы. В качестве сырья выступают зонтики и бриллианты.
В этот момент родилось название и оформилась идея про Кнопочную Фабрику которая производит кнопки из сырья4, которое привозится на склад, потом проверяется на конвейере и поступает в машину, перерабатывающую его в кнопки. Всё это выполнено в духе поздних интерфейсов Teenage Engineering, которые они использовали во всех своих многочисленных синтезаторах серии Pocket Operator.
Отдельные сюжеты оформили подписи с моделями кнопок. В этих сюжетах есть отсылки к производителям: зонты для Seimitsu, бриллианты для Sanwa, магический дождь для Hori и палец для Gamer Finger. Детям пофиг на логику взрослых, их не жалко 😄.
Результаты тестов и выводы
Заказ в магазине Focus Attack с ценами из 2015 года
- Лучшие кнопки — Sanwa OBSN и OBSFS. Приятный пластик, короткий ход. Не очень громкие даже в обычном исполнении без дэмпферов.
- Самый элегантный дизайн — Hori Kuro. Мы можем сделать вам кнопки любого цвета, если этот цвет чёрный.
- Самые компактные — Seimitsu PS15 Low. В итоге именно эти кнопки я активно использовал в последующие годы в любых прототипах, где они были уместны. Компактность победила.
- Самые технологичные — Gamer Finger HBFS-G2. Модульный дизайн позволяет использовать переключатели для механических клавиатур, которых сейчас пруд-пруди на рынке. Придурошая форма наружной упорной кромки позволяет ставить эти кнопки очень близко друг к другу, что в теории должно уменьшить время перемещения пальцев. Фактически, это и не кнопка вовсе, а особый корпус для клавиатурных переключателей.
- Noname кнопки ожидаемо оказались мусором. Их просто нельзя сравнивать с остальными. Длинный ход, скрипы и ярко выраженный, звонкий клик.
- Дерево без армирования, стабилизации или дополнительной обработки плохо подходит для корпусов таких размеров.
Можно случайно замешкаться и потом целый год вместо того чтобы практиковать хадукены, слушать как ребёнок подмешивает звуки лучей смерти и пердежа в песню «Папа, ты съел картошку фри…» известной вампирэссы. Впрочем, разница не велика.
Кнопочная Фабрика — результат долгого запрягания и быстрой езды. Я проектировал, чертил и ждал компоненты почти год, а собрал их в готовое устройство за день. Об этом даже есть видео в котором ≈8 часов работы скукожено до 22 минут:
Вот ещё немного ссылок об этой штуке:
Ещё Кнопочная Фабрика — продукт стихийного проектирования и импровизации. Не целостный. Не консистентный. Дорогой в широком смысле этого слова. Бесполезный. Но так же, как у самурая нет цели и есть только путь, так и в современном мире невозможно выживать не умея получать удовольствия от процесса.
⚠️ Каменты в режиме эксперимента. Нужна регистрация на GitHub и необходимо дать разрешение боту Giscus. Если это неприемлемо, можно комментировать прямо на GitHub.