Пикселькит — это простая модификация для геймпада, которую мы в 2010 году начали распространять в виде DIY китов: печатной платы и набора компонентов к ней, которые нужно было спаять самостоятельно.
1 Human Interface Device — стандарт для устройств ввода, поддерживающийся любой современной операционной системой.
2 Сейчас называется Kodi
Плата позволяла модифицировать оригинальные геймпады с проприетарными интерфейсами от SEGA, Dendy, Super Nintendo и пр. и превращать их в стандартные HID устройства1 с USB интерфейсом. Такой геймпад можно было подключить к компьютеру без необходимости установки драйвера или специального софта. Часто внутрь геймпада можно было дополнительно добавить компактный USB хаб и флэш память с записанной XBMC2, напичкать её разными эмуляторами и тысячей-другой игр.
XBMC уже давно называется Kodi
Пикселькит стал моим первым тесным знакомством с электроникой во время которого потребовалось научиться читать принципиальные схемы, компилировать прошивки, разводить печатные платы, готовить их к производству, тестировать, переделывать и снова тестировать. Именно на этом проекте я впервые столкнулся с технологиями лазерного утюга, которые в то время меня всерьёз впечатлили.
Изначально я делал это устройство в качестве подарка одному знакомому геймеру. И ещё для того чтобы утилизировать, наконец, навыки, скопившиеся после появления у меня паяльной станции. За основу был взял открытый проект канадца Рафаэля Ассена и я начал придумывать как выкинуть из него все навороты и уместить на минимальной площади только самое необходимое, параллельно разбираясь в прошивке и добавляя в неё новые геймпады и возможность работы с PlayStation.
В итоге даже на выводных компонентах получилось сделать работающую плату, которую при размере 37×23×7мм без особого труда можно было разместить прямо в старом геймпаде от вашей SEGA Mega Drive или Super Nintendo.
3 Как и большинство наших проектов того времени, изначально он был опубликован на модном тогда GoogleCode.
Весь проект, вместе с вики, не смотря на утраченную актуальность, до сих пор доступен на Гитхабе3 и каждый желающий может собрать его самостоятельно.
Всё из коробки
Следующим шагом, который сильно повысил привлекательность этой штуки стало подключение к схеме «флешки» на которой можно было хранить и с которой можно было запускать красивую оболочку для эмуляторов, сами эмуляторы и игры. Всё это делалось бесшовно: воткнул геймпад в компьютер, автостарт запустил XBMC и вот ты уже геймпадом выбираешь между Megaman и Zero Tolerance. Бомбический функционал для 2010.
Разумеется, тогдашних знаний нам не хватило чтобы сделать всё по-человечески. Скорее всего, решение, которое кажется правильным сейчас, тогда было не сообразно цели. В конце концов мы просто взяли дешёвый и компактный USB-хаб из соседнего ларька и такую же USB-флешку. Вынули их из корпусов, спаяли всё вместе с платой Пикселькита и упихнули в корпус геймпада.
В результате при подключении геймпада в системе, помимо него самого, обнаруживался ещё USB-накопитель на котором хранилась оболочка для запуска эмуляторов XBMC, утилита автоматизации и маппинга кнопок EventGhost и сами игры.
Получается, что хранить игры можно прямо внутри геймпада. Все они были красиво, с превьюшками, разложены по соответствующим платформам и их можно было удобно запустить не увидев никаких посторонних интерфейсов. И всё это во времена когда никаких Hyperspin, RetroPie и других специализированных оболочек для запуска эмуляторов просто не существовало, а о стриминге игр говорили только шепотом на кухне пока соседи на работе.
Развивая Пикселькит мы запустили одноимённый интернет-магазин, который сильно продвинул нас вперёд и позволил полностью посвятить себя любимому делу.
Модификации на продажу
4 В последствии такой подход прижился. Мы проделали то же самое с Atari Punk Console и Лайтпаком.
С момента появления кита в продаже мы поддерживали 2 версии устройства4 со всей вытекающей документацией: первая для полностью самостоятельного производства и сборки дома на коленке, вторая — для сборки из нашего кита. Разумеется, обновлять версии синхронно не всегда получалось, но и большой необходимости в этом в то время не было.
В последствии подход с двумя версиями одного проекта прижился. Позже мы проделали то же самое с Atari Punk Console и Лайтпаком.
Ещё мы с самого начала поддерживали любое движение и любой хаос вокруг проекта. Люди собравшие Пикселькит самостоятельно присылали нам фотки того, что у них получилось, делились ими в соцсетях и снимали видео. Этих фоток быстро скопилось на целую галерею самоделок. Кто-то сохранив схему перевёл её целиком на планарные компоненты, кто-то сделал внешний переходник для 2 геймпадов с одновременным подключением, кто-то закрепил плату в геймпаде пластилином. Мы публиковали любую дичь и кайфовали оттого, что кто-то ещё этим занимается!
Пока одни травили платы у себя на кухнях и с гиканьем и улюлюканьем слали нам всякую ржаку, нашлась и диаметрально противоположная прослойка людей, которые не хотели ничего решать, а тем более ничего паять. Им просто был нужен «джойстик из видео» а стоимость вопроса была вторична.
Было очевидно, что никакого массового производства на основе аутентичных геймпадов быть не может. К тому времени оригиналы не производились уже более 20 лет, Nintendo и SEGA не анонсировали никаких римейков, а компании 8BitDo вообще не существовало.
Это видео было опубликовано в 2010 году. Тогда ещё интернета не было. Полегче с ним, окей?
Признаюсь, я в то время вынашивал идею создания собственного геймпада, который должен был вобрать в себя всю теплоту и ламповость старой школы и при этом поддерживать современные стандарты и интерфейсы, пусть и без всяких излишеств типа гироскопов и вибрации. Мне повезло, что тогда дальше эскизов и требований на бумаге эти идеи не продвинулись. Очевидно мы бы не прожевали тот проект. Геймпад — это сложно даже по сегодняшним меркам.
5 А не от того эстетического недоразумения, которое Nintendo выпустила на рынок США.
6 Было незначительное число геймпадов, которые пожрал ультрафиолет, и не смотря на то, что снаружи они выглядели хорошо, при попытке их разобрать пластик в некоторых местах просто крошился.
Однако, бросать потенциальных клиентов тоже не хотелось. Через eBay я нашёл японца, который десятками продавал нам старые геймпады от прекрасной, JDM-style, Nintendo Super Famicom5 по приемлемой цене. Все они были в отличном состоянии, а если с какими-то возникали проблемы6, он их менял без длинных дискуссий.
На вкус и цвет все миллениалы разные
Так мы начали продавать работающий из коробки, полностью модифицированный геймпад с 4 Гб памяти и предустановленным XBMC и эмуляторами по безумной, как мне тогда казалось, цене в 4 500₽.
За этими девайсами всё-равно стояли очереди. Клиенты ждали возможности заплатить по 3-4 недели.
Всё это продолжалось примерно полгода до тех пор пока авария на АЭС Фукусима-1 не заставила нашего поставщика эмигрировать в Канаду, а нас взяться за новые идеи, которых к тому времени уже накопилось достаточно.
⚠️ Каменты в режиме эксперимента. Нужна регистрация на GitHub и необходимо дать разрешение боту Giscus. Если это неприемлемо, можно комментировать прямо на GitHub.